В помощь учащимся - Сайт СШ №78

В помощь учащимся

УЧИСЬ РАЦИОНАЛЬНО РАБОТАТЬ НАД ДОМАШНИМИ ЗАДАНИЯМИ

  • Прежде, чем приняться за выполнение задания, четко сформулируй для себя цель, которую надо достичь. Добиваться достижения определенной цели намного увлекательней, чем просто «учить уроки».
  • Формулируя цель, дай себе отчёт, что тебе должно дать выполнение задания.
  • Не торопись обращаться к учебнику. Вспомни записи в тетради. Они помогут тебе восстановить в памяти объяснение учителя.
  • Обращайтесь к учебнику лично с определённой целью. Работай с ним экономно. При чтении учебника обращай внимание на главное, а также на тот материал, который при предварительном восстановлении был забыт. Подчеркни то, что представляется особо важным.
  • Ответь на вопросы к параграфу.
  • Попытайся мысленно (или на бумаге) составить план изученного.

 КАК ВЫПОЛНЯТЬ ПИСЬМЕННЫЕ ЗАДАНИЯ

  • Прежде, чем приступить к выполнению письменного задания, поработай над ошибками в предыдущих работах.
  • Прочти задание, продумай его, уясни учебную задачу.
  • Вспомни, какие правила нужно применять, чтобы выполнить задание.
  • Обрати внимание на образец задания ( если такой имеется).
  • Сравни новое задание с упражнением, выполненным в классе под руководством учителя.
  • Прочти текст и выполни задание устно.
  • Затем выполняй задание по частям письменно. чтобы расставить знаки препинания, несколько раз произнеси предложение, вслушайся в интонацию и паузы.
  • Проверь, все ли задания выполнены грамотно, правильно ли написано. 

КАК ГОТОВИТЬ УСТНЫЕ ЗАДАНИЯ

  • Вспомни, что узнал на уроке.
  • Прочти все задания по учебнику с целью общего знакомства с содержанием.
  • Выясни значение трудных слов и выражений по словарю.
  • Постарайся понять синтаксическую структуру текста. Это необходимо для понимания его содержания.
  • Раздели учебный материал на составные части и найди внутри каждой части главную мысль.
  • Сделай выписки основных положений из текста в виде плана (тезисов).
  • Расскажи по плану.
  • Правила, законы, формулировки выучи наизусть.
  • К выученному правилу или закономерности придумай свои примеры и запомни.

 КАК РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ

  • Работайте с заголовком.
    - Прочитав заголовок остановитесь! Сформулируйте для себя о чём пойдёт речь в тексте.
    - Вспомните всё, что вы уже знаете на эту тему.
    - Составьте вопросы, на которые, по вашему мнению, в тексте будут даны ответы.
    - Попытайтесь, насколько это, возможно, дать на эти вопросы предположительные ответы до чтения текста.
    - После этого приступайте к чтению. Читая, сопоставляйте предположения с реальным содержанием текста.
  • Работа с текстом
    - Читая, следите есть ли в тексте непонятные слова и выражения. Если есть найдите к ним объяснение в словарях или справочниках, или обратитесь к тем, кто это знает.
    - Непонятным может быть само содержание текста. Подумайте, не связано ли это непонимание с пройденным, но плохо усвоенным материалом. Подумайте, что именно
    Из старого материала мешает пониманию, и повторите это. Подумайте, не станет ли текст понятным, если разобрать конкретные примеры.
  • Ведите диалог с автором.
    - В процессе чтения ставьте вопросы к тексту и выдвигайте свои предположения о дальнейшем содержании.
    - Обязательно проверяйте свои предположения в процессе чтения. Если вы не можете дать предположительного ответа на свои вопросы, ищите их в тексте. Не нашли ответа в тексте, ищите в других источниках.
  • Выделяйте главное!
    - Читая текст старайтесь отделить главное от второстепенного. Думайте, в какой части текста выражена главная мысль, что эту главную мысль дополняет и обосновывает.
    - По ходу чтения составляйте устный или письменный план.
    - Составляйте схемы, чертежи, таблицы, отражающие существенные моменты.
    - В случае необходимости делайте выписки.
    - Рассматривайте все данные в тексте примеры, придумайте аналогичные.
    - На протяжении всего чтения представляйте себе то, о чём читаете.
  • Запоминайте изученный материал.
    - Объясните в чём связь мыслей-пунктов вашего плана.
    – Перескажите текст по плану.
    –Ответьте на вопросы к тексту, если они есть.
  • Проверьте себя!
    - Ответив на вопросы, проверьте по тексту правильность своего ответа.
    ОСВОИВ ЭТИ ПРИЁМЫ ВЫ НАУЧИТЕСЬ ПРОНИКАТЬ В СОДЕРЖАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КНИГ, ОБЩЕНИЕ С КОТОРЫМИ СТАНЕТ ДЛЯ ВАС ПОЛНЕЕ, ГЛУБЖЕ, ИНТЕРЕСНЕЕ!!!

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА

Реферат (лат.) – 1) доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников; 2) изложение содержания научной работы, книги, статьи.

 В школьной практике реферат, как правило, рассматривается в первом значении, предполагая, что старшеклассники сами проведут активный поиск и глубокое изучение научной и научно-популярной литературы, а также других видов источников по определённой проблеме, критически проанализируют и оценят их содержание, сделают собственные выводы.
Самостоятельность и творчество учеников проявляются уже на первом этапе реферирования – в выборе темы. Учитель предлагает общий, пространный перечень тематических направлений, а при индивидуальных консультациях темы конкретизируются с учётом интересов и возможностей школьников. Желательно, чтобы в итоге они звучали актуально, содержали элементы новизны, располагали к творчеству и собственным открытиям.
В ходе консультаций школьники узнают об особенностях жанра рефератов, общих требованиях к ученическим работам. Кроме того, они получают советы по выбору литературы, по составлению плана исследования, по грамотному оформлению текста, по подготовке выступления.
Старшеклассникам может пригодиться памятка

КАК РАБОТАТЬ НАД РЕФЕРАТОМ

  • Определите цель написания реферата в соответствии с поставленной темой.
  • Составьте его план.
  • При чтении литературы выделите основные идеи и положения, доказательства, аргументы и выводы, чтобы затем сосредоточить на них внимание.
  • Классифицируйте выписки, сделанные при чтении рассматриваемых источников.
  • Проанализируйте собранный материал, сделайте обобщённые выводы.
  • Оформите реферат.

Отдельные положения этой схемы нуждаются в дополнительном рассмотрении. В частности, приступая к новому для себя виду научно-исследовательской работы, учащиеся должны отчетливо представлять структуру реферата: 

  • План или оглавление с указанием страниц, глав, разделов.
  • Обоснование выбора темы.
  • Теоретические основы выбранной темы.
  • Изложение основного вопроса.
  • Выводы и обобщения.
  • Практическое значение реферата.
  • Список использованных источников.
  • Приложения: документы, иллюстрации, схемы, таблицы и т.п.

Объем реферата не должен превышать 24 страниц машинописного текста.
На рецензию учителю-предметнику, осуществляющему научное руководство, реферат представляется не позднее, чем за две недели до экзамена. В отзыве отмечаются следующие аспекты:

  • содержательность, логичность, аргументированность общих выводов;
  • умение анализировать различные источники, извлекать из них исчерпывающую информацию, систематизировать и обобщать ее;
  • умение выявлять различия в позициях, взглядах и суждениях по проблеме реферата, давать им критическую оценку;
  • присутствие личностной позиции автора реферата, самостоятельность, оригинальность и обоснованность его суждений;
  • умение ясно выражать свои мысли в письменной форме, яркость, образность изложения, индивидуальность стиля;
  • правильное оформление работы (структурирование текста, его изложение в соответствии с разработанным планом, оформление цитат и ссылок, библиографии, титульного листа и т.п.);
  • наличие приложений.

Существует несколько моделей защиты реферативных работ. В том числе:

«Классическая», происходит в форме устного выступления, сосредоточеснного на принципиальных вопросах:
• тема исследования и ее актуальность;
• основные научные подходы к разрабатываемой проблеме; использованные при работе источники;
• относительная новизна работы (изучение малоизвестных источников, разработка новых подходов к решению проблемы и т.д.);
• основные выводы по содержанию реферата.

«Индивидуальная», при которой экзаменуемый раскрывает личностные аспекты работы над рефератом:
• обоснование выбора темы реферата;
• способы работы над рефератом;
• оригинальные находки, собственные суждения;
• личная значимость проделанной работы;
• перспективы продолжения начатого исследования.

«Творческая» защита предполагает:
• Оформление стенда с документальными и иллюстрированными материалами по теме исследования, их комментарий;
• Демонстрацию слайдов, видиозаписей, прослушивание аудиозаписей, подготовленных в процессе реформирования;
• Оригинальное представление фрагмента основной части реферата и др.

В процессе защиты реферата к указанным в рецензии критериям оценки добавляются:

  •  умение ясно и четко выражать свои мысли в устной форме; 
  •  умение четко, по существу отвечать на вопросы по теме исследования.

Во время экзамена комиссия знакомится с рецензией на представленную работу и выставляет итоговую оценку выпускнику после защиты реферата.